Соломон (евр. Шеломо, араб. Сулейман) — третий и
величайший царь израильского народа. Второй сын Давида от Вирсавии,
Соломон еще при жизни отца был назначен ему преемником и вступил на
престол 16-тилетним юношей. Воспитанник пророка Нафана, Соломон был от
природы одарен светлым умом и проницательностью. Прежде всего он
позаботился водворить внутренний мир вокруг престола и окружить себя
доверенными лицами, с помощью которых он мог свободно вести и
внутреннюю, и внешнюю политику.
Царствование его сделалось синонимом мира и
народного благоденствия. Египетский фараон выдал за него, свою дочь, за
которой Соломон получил в приданое важный город Газер, командовавший
равниной Филистимской — этой большой дорогой между Египтом и
Месопотамией.
Быстро развилась торговля, много содействовавшая
обогащению как двора, так и всего народа. В Иерусалиме скапливалось так
много драгоценных металлов, что золото и серебро, по библейскому
выражению, сделались как бы равноценными простому камню.
Устроив внутренние дела государства, Соломон
приступил к сооружению храма, который впоследствии сделался
знаменитейшим из храмов не только по его внутреннему значению, но и по
внешнему великолепию и красоте. При этом Соломон пользовался добрыми
услугами своего соседа — царя тирского, Хирама, который снабжал его как
лесом и другими строительными материалами, так и первоклассными
художниками и архитекторами. Храм (начатый в 480 г. после исхода из
Египта, следовательно около 1010 г. до Р. Хр.) закончен был в 7 1/2 лет,
после чего было совершено торжественное его освящение.
Соседние государи предпринимали путешествия
издалека, чтобы повидать еврейского царя, слава о мудрости и делах
которого успела распространиться по всему востоку. Таково было посещение
царицы Савской .
Роскошь Соломона требовала огромных средств, которые
и доставлялись быстро развивавшейся мировой торговлей. Особенно важен
был в этом отношении союз с Тиром, главным городом Финики, тогдашней
владычицы Средиземного и других морей. К нему стягивалась торговля из
всех стран Азии, но так как все главные азиатские торговые рынки
находились в подчинении у Соломона, то и вся торговля по необходимости
проходила чрез его владения, и самый Тир был лишь как бы богатейшим
портом Палестины, находясь в полной зависимости от нее и в
продовольственном отношении, так как она была главной и почти
единственной житницей финикийских городов.
Чтобы стать еще независимее от финикиян, Соломон
завел свой собственный флот, корабли которого делали далекие плавания и
привозили как золото, так и редкие произведения. Корабли Соломона
доходили до Геркулесовых столбов.
Торговля давала казне Соломона большой ежегодный
доход в 666 талантов золота (1 тал. = 125000 руб. зол.). В эту лучшую
пору своего царствования Соломон вполне воплотил в своем лице идеал того
«царя мира», о котором мечтал миролюбивый народ и память о котором
впоследствии сохранялась в предании.
Но окружавшая его восточная роскошь не замедлила
оказать на Соломона свое развращающее влияние. Подобно другим восточным
деспотам, он предавался неумеренному сладострастию, завел огромный гарем
(«и было у него 700 жен и 300 наложниц»); под влиянием иноземных
жен-язычниц, он ослабел в своей ревности к вере отцов и в самом
Иерусалиме, к ужасу народа, построил капища для культов Молоха и
Астарты.
Усилившиеся до крайности налоги стали обременять
народ, который роптал и жаловался; блистательное царствование Соломона
закончилось грозными признаками внутреннего разложения. История не
говорит, как повлияли на него все эти испытания и тревоги, но
оставленные им книги и особенно «Екклесиаст» дополняют картину его
жизни. Тут мы видим человека, который испытал все удовольствия жизни и
до дна испил чашу земных радостей, и все-таки остался неудовлетворенным,
и в конце концов с грустью восклицает: «Суета сует, все суета и
томление духа»!
Соломон умер в Иерусалиме на 40 г. своего
царствования (1020 — 980 г. до Р. Хр.). История его жизни излагается в 3
книге Царств и 2 кн. Паралипоменон.
Самой известной и наиболее часто упоминаемой книгой
является книга «Ключи Соломона» («Clavicula Salomonis»). Никогда не
обнаруживалось еврейской рукописи, как говорит легенда, написанной
Соломоном для Реховоама, его сына, хотя есть предположение, что такая
рукопись существует. Рукопись на греческом была в библиотеке Карла VII
из Баварии (1697—1745 гг.). Там было также несколько латинских рукописей
и рукописей, датируемых 1634 г., говорят, что они были копированы Ф.Ф.
Фиотом и сохранены в Bibliotheque Nationale.
«Ключи Соломона» переведены с древнееврейского языка
на латынь раввином Абогназаром и с латыни на родной язык (то есть
французский) месье Бараультом, архиепископом Арьеза. Конечно же, такого
прелата никогда не было. Эта самая рукопись была скопирована
фотографическим факсимиле, было сделано всего несколько копий фирмой
Чамуэль в Париже в 1892 г. Негатив состоит из 141 страницы заклинаний и
нечестивых призывов, также в нем много каббалистических рисунков и
запутанных чертежей с колдовскими кругами и пентаграммами.
«Ключи Соломона», переведенные на разные языки,
издавались несколько раз, но настоящая книга является очень редкой и
содержание древнего издания очень сильно отличается от содержания
других изданий. Одним из наиболее ранних является издание «Ключей
Соломона» на 125 страницах, с указанием даты: 1655 г., но без указания
места издания. Она напечатана очень мелким шрифтом, который называли
руби нонпарель. В середине восемнадцатого столетия было известно три
работы, напечатанных на французском, которые содержали название «Ключ
(или ключи) Соломона», одна из которых определенно принадлежала началу
шестнадцатого столетия, и ни одна из них не была старше 1650 г. Эти
книги не были полностью идентичны редкому экземпляру, который был
разделен на двенадцать частей, девятая была посвящена языческому
экзорцизму и управлению принцем воздуха, «духом, который сейчас
повелевает непослушанием у детей».
Казанова упоминает, что «Ключи Соломона» серьезно
изучались венецианскими оккультистами, среди которых было много
сенаторов и членов аристократических домов. Он особенно подчеркивает
1746—1750 гг., когда его пригласили в определенные алхимические и
каббалистические круги Венеции.
Еще более мерзкая книга и, к счастью, чрезвычайно
редкая — это книга «Настоящий и единственный ключ царя Соломона»,
переведенная с древнееврейского. Она является полным собранием всех
оккультных наук, к которой добавлено большое количество редких и
необычных секретов, особенно «Знаменитый секрет великой каббалы»,
известный под символом Зеленой бабочки. Она старательно исправлена
Агалиарептом. Издана она была в Мемфисе, в доме Алибека Египтянина. Она
имела формат в 1/18 листа и не имела даты издания, хотя известно, что
была напечатана примерно в 1830 г. Перевод, как говорили, был сделан
оккультистом по имени де Плэйньер. В этом издании имеется большое
количество цветных изображений злых талисманов, мрачно выглядящих знаков
демонов, которые прибавляются к контрактам с дьяволом. Приводится
полное описание церемоний и заклинаний для вызова Люцифера. Этот
трактат, который на самом деле является практическим руководством по
настоящему демонизму, состоит из девяноста девяти страниц и имеет на
титульном листе знак в виде бабочки. Поистине это самое опасное и
зловещее собрание. |