Опыт пилотируемых полетов у американцев к концу 60-х годов
был несколько больше советского.
До запуска первого пилотируемого "Аполлона"
у американцев было выполнено 14 орбитальных космических полетов:
4 - на одноместном корабле "Меркурий"
и 10 - на двухместном "Джемини". А в СССР - 9:
6 одноместных "Востоков", 2 "Восхода"
(в первый раз - три космонавта, во второй - два) и "Союз-1", на
котором погиб Владимир Комаров. В этих полетах приняли участие 18
астронавтов и 11 космонавтов. (Кстати о "Союзе-1".
Таких катастроф, как гибель космонавтов в полете, американцы не знали до
"Челленджера", так что не надо говорить про якобы
присущую исключительно им "череду постоянных и закономерных
неудач и катастроф на околоземных орбитах".)
В чем американцы действительно поначалу отставали - так это в ракетах-носителях.
Их первые носители были менее мощными, чем советские, поэтому их спутники и
пилотируемые корабли были намного легче. Но с разработкой ракет
"Сатурн-1", "Сатурн-1В" и "Сатурн-5" они
не только ликвидировали это отставание, но и здорово вырвались вперед:
ракета с мощностью "Сатурна-5" появилась в СССР лишь в 80-х годах.
А наверстать это и другие упущения американцы
смогли без проблем: правительство США выдало NASA 25
миллиардов долларов, в то время как в СССР на
лунную программу было выделено только 4
миллиарда долларов.
И советские специалисты, "реально видевшие всю
сумму технологических проблем космонавтики", прекрасно
понимали, что проблемы полета к Луне очень сложны, но разрешимы при
должном подходе, и считали успех NASA вполне закономерным. Так, академик Мишин,
заместитель Королева, ставший после его смерти Главным Конструктором, на вопрос о том,
какова была первая реакция на высадку американцев на Луне, сказал:
"Да порадовались за них – и все. Для нас ведь не было неожиданностью,
что они нас опередят. Мы-то это дело понимали. А руководство... Они нас до того
давили, как могли, а после этого, наоборот, интерес потеряли."
(Интервью с В.П.Мишиным см. ниже в списке ресурсов.)
А на вопрос, почему была прекращена советская лунная пилотируемая программа,
Мишин отвечал так:
– Попробуем представить трудности этого проекта в простых числах.
Допустим, запуск спутника и полет Юрия Гагарина – это "10 единиц",
в таком случае полет к Луне, ее облет и возвращение на Землю – "100 единиц",
а посадка на Луну и возвращение людей на Землю – уже "1000 единиц".
В выведении первых спутников и полете человека в какой-то степени были
заинтересованы военные, но Луна их не интересовала. Таким образом, лунный
проект был чисто политическим... А денег в стране не было. Военные очень
неохотно помогали нам, когда речь заходила о сугубо "мирных"
программах. И их можно понять – ведь у них совершенно иные задачи, чем
освоение космического пространства. Да, они готовы его использовать в
своих целях, но не осваивать в интересах науки и народного хозяйства...
В Америке разделение на "гражданский" и "военный" космос
произошло в самом начале, а у нас этого нет до сегодняшнего дня.
|