Небесные боги - адитьи и демоны - дайтьи и данавы
Кем были адитьи, дайтьи и данавы?
Пожалуй, это один из самых сложных вопросов древнеиндийской истории и
философии, на который нельзя дать однозначный ответ. В справочниках и
энциклопедических словарях говорится, что адитьи - небесные боги,
ведущие свое происхождение от богини света, справедливости и милосердия
Адити. Они благосклонны и милосердны к людям, предохраняют их от всего
злого и даруют долгую и счастливую жизнь.
Дайтьи и данавы - демоны,
родившиеся от сестер Адити - Дити и Дану. Первоначально они были
благочестивы, добродетельны и соблюдали священные обряды, но затем
перешли на сторону зла и стали врагами богов. Одновременно изменилось их
отношение к людям - от доброжелательного до открыто враждебного.
По мнению некоторых исследователей, дайтьев и данавов называли "демонами" потому,
что они выступали против божественного порядка. Раньше слово "демон"
означало существо, занимающее промежуточное положение между богами и
людьми. Древние индийцы, греки и римляне считали, что в эту категорию
входят многие типы существ и лишь немногие из них - злобные или
"демонические".
Понятие "демон" приобрело отрицательный смысл только под влиянием христианства.
Дайтья и данавы - старшие братья адитьев
Кажется
все предельно ясно и просто - но только на первый взгляд. Когда
начинаешь изучать родословную этих богов или полубогов и демонов, сразу
же возникает множество вопросов, на которые нет ответа.
Так, адитьи, дайтьи и данавы
имели одного отца - божественного мудреца Кашьяпу, а их матери были
родными сестрами. Причем божественная Адити была моложе двух других
своих сестер (по другой версии, они были сестрами - близнецами). Значит,
дайтьи и данавы по праву рождения должны были быть старшими братьями
богов.
Асуры - дайтьи и асуры - наги
В ведийской
литературе старшими братьями богов считались асуры, рожденные Брахмой.
Первоначально, в "Ригведе", слово "асура" обозначало любое существо,
обладавшее сверхъестественной силой; к ним относились и боги (Варуна,
Митра, Агни, Индра и др.), и небесные демоны. Но уже начиная с
"Атхарваведы" асуров стали рассматривать как чудовищ, противостоящих
богам. Причем их изображали в Ведах змееподобными гигантскими существами со многими головами (Вала, Вишварупа, Вритра), не отличимыми от нагов. А вот в "Махабхарате" к асурам отнесены дайтьи и данавы, не имевшие ничего общего со змеями.
Дайтьи и данавы по праву рождения могли считаться адитьями
Но
это далеко не все. Отец Дити, Даны и Адити - седьмой сын Брахмы, Дакша в
шести гимнах "Ригведы" включен в число самых известных и почитаемых
адитьев. Но ведь он также, по крайней мере, по версии "Рамаяны" и
"Махабхараты", приходился родным дедом дайтьям и данавам! Значит, дайтьи
и данавы по праву рождения могли считаться адитьями.
И получается, что дайтьи и данавы
должны были быть не только старшими братьями богов или полубогов, но и
самими богами (полубогами). В пользу этого предположения свидетельствует
и то, что утомленный творением Брахма передал власть над тремя мирами
сразу трем своим потомкам - адитьям, дайтьям и данавам.
Адитьи, дайтьи и данавы - солнечные боги
В ведийской литературе адитьи - солнечные боги.
В их числе боги солнца Митра, Вивасват, а в "Атхарваведе" и
"Шатапатха-Брахмане" - полубоги Сурья (Солнце) и Чандра (Луна). Но два
последних полубога, согласно "Махабхарате", были сыновьями Дану, то есть
относились к данавам. Одним из сыновей Дити был дайтья Вирочана. Его
имя означало "солнце", "солнечный" или "солнцеподобный", то есть это
тоже был солнечный бог, как и адитьи.
Одним словом, получается полная неразбериха.
Согласно древнеиндийским
текстам, адитьи, дайтьи и данавы отличались между собой отношением к
существовавшим на Земле порядкам и, в первую очередь, к древним учениям,
изложенным в Ведах (считается, что их истинными авторами были наги, по
другой версии, гандхарвы) и религии. Адитьи приняли эти учения и религию
и стали почитаться богами или полубогами прежних обитателей Земли.
Дайтьи и данавы являлись "космическими" бунтарями и носителями
научно-технического прогресса. Они не могли принять прежнюю религию
(возможно, они вообще не верили в богов) и пытались утвердить свои,
вероятно, атеистические, порядки, которые были встречены "в штыки"
прежними жителями. В результате дайтьи и данавы были отнесены к "темным"
силам и стали рассматриваться врагами богов.
© А.В. Колтыпин, 2009
Я, автор этой работы А.В.
Колтыпин, разрешаю использовать ее для любых незапрещенных действующим
законодательством РФ целей при условии указания моего авторства и ссылки
на этот сайт. Если вам понравилась работа, купите мою книгу "Исчезнувшие обитатели Земли".
В ней вы найдете более полные версии размещенных на сайте материалов и
много новых разделов, фотографий и ссылок на первоисточники. Купив
книгу, вы поддержите мои исследования и внесете свой вклад в скорейшее
заполнение сайта новыми материалами
Источник: http://www.dopotopa.com/rodoslovnaya_aditiev_daytiev_i_danavov.html |