Солнечные
часы на городских площадях продолжали отсчет времени, а в висячих садах
цвели цветы, как и тогда, когда по улицам города ходили его жители...
Эту гору индеец-проводник назвал Мачу-Пикчу (Старая Гора).
Удивительно,
но время почти не затронуло город. Он сохранился во многом благодаря
тому, что находится высоко в горах. Испанские конкистадоры о нем ничего
не знали, и к тому же во время завоевания Америки в городе уже никто не
жил.
Мачу-Пикчу заставил ученых поломать головы над тем, как
сумели строители тех времен обтесать, доставить в горы и установить,
подогнав одну к другой с миллиметровой точностью, огромные гранитные
глыбы, не пользуясь при этом ни скрепляющим раствором, ни подъемными
кранами. Индейские легенды утверждают, что строить город помогали...
птицы! Это казалось вымыслом до тех пор, пока в 60-е годы зоологи не
открыли в Андах ранее не известный вид пернатых, которых местные жители
именовали «хакакльо» («тот, кто просверливает камень»). Эти птицы,
срывая в тропическом лесу ветки какого-то неизвестного растения и
перенося их в своем клюве далеко в горы, легко «просверливают» в скалах
гнезда глубиной до метра - сок этого растения словно размягчает камень.
Несомненно, что строители Мачу-Пикчу использовали этот сок при шлифовке
каменных монолитов, после чего они так плотно прилегали друг к другу,
что какой-либо скрепляющий материал уже не требовался.
Жители
Мачу-Пикчу занимались в основном земледелием, возделывали на
поднимающихся по склонам гор террасах овощи и кукурузу. Эти террасы
сооружались с большим искусством и укреплялись стенами, сложенными из
камней.
Над крепостью господствует бастион Уайна-Пикчу,
построенный на вершине горы. Отсюда город площадью 13 квадратных
километров виден почти с высоты птичьего полета.
Каменные часы
«интиуатана» («место, где ловят солнце») служили индейцам одновременно
солнечными часами и календарем. Жители города были весьма искушенными в
астрономии и полагали, что своими знаниями они обязаны «бородатому богу»
Виракоче, сыном которого и был основатель Мачу Пикчу - рыжеволосый
Манко-Капак.
В архивах Рио-де-Жанейро английский топограф и
путешественник Перси Фосетт нашел документ, составленный в 1743 году
одним португальцем, имя которого осталось неизвестным (Фосетт назвал его
условно Франциском Рапозой).
Отряд Рапозо совершил многолетний
переход через джунгли ради открытия неких легендарных золотоносных
рудников. Однажды, когда немногочисленный отряд Рапозо, изнуренный
бесконечной борьбой с джунглями, остановился на отдых, двум солдатам
удалось найти расщелину, по которой можно было взобраться на казавшиеся
неприступными горы. Расщелина вела на вершину скалы, с высоты которой
португальцы неожиданно увидели раскинувшийся внизу город.
Когда
отряд Рапозо оказался в городе, то выяснилось, что он был пуст, причем
по всем приметам выглядел древним и покинутым очень давно. Широкая улица
привела португальцев к площади, в центре которой возвышалась огромная
колонна из черного камня, а на ней стояла отлично сохранившаяся статуя
человека. Рапозо поразил величавый вид фигуры. Он даже почтительно
перекрестился. Напротив статуи возвышался дворец, стены которого
покрывала резьба, изображающая животных и птиц.
Поскольку
повсеместно встречались обломки обелисков и стен, а также виднелись
зияющие трещины, то Рапозо сделал вывод, что город был разрушен
землетрясением, а жители бежали.
В документе, который прочел
Фосетт, упоминается о том, что Рапозо нашел сокровища в погибшем городе и
обнаружил заброшенные шахты, в которых индейцы добывали богатую
серебром руду. Но вернуться сюда еще раз Рапозо не смог...