Предания о загадочном светловолосом и длиннобородом мудреце, облаченном
в длинные одежды, широко распространены в Новом Свете с доколониальной
эпохи. В Центральной и Южной Америке он известен как "Покрытый перьями
змей" ("Кукулкан" у майя, "Кецалькоатль" у ацтеков) и "Морская Пена"
("Кон-Тики Виракоча") у инков.
К северу от Рио-Гранде его называют
"Человек Восточной Звезды" (которого племена Атлантического побережья
США и Канады считают Сыном Великого Духа-Создателя), "Миротворец",
"Бледнолицый", "Утренняя Звезда". Индейцы рассказывают о его прибытии
по морю с Востока, о создании им жреческого сословия среди
последователей - аборигенов (известного обычно как "Ваупану").
Наученные Учителем священники исцеляли больных, вводили справедливые
законы. Жестокие жертвоприношения (прежде всего, человеческие)
запрещались, и взамен вводилось курение табака в ритуальных целях.
По мнению исследователей, ключом к загадке таинственного странника
являются мичиганские таблички - относящиеся к доколумбовому времени
медные, сланцевые, глиняные и каменные предметы, найденные по всему
Мичигану (преимущественно в курганах) с 1848 по 1920 гг. и сохраненные
усилиями Дэниэла Соупера и католического патера Сэвиджа (всего около
20000-30000). Дощечки демонстрируют в основном сцены из Ветхого Завета;
на нескольких начертан нерасшифрованный по сей день текст и выбиты
рисунки людей с европейским или ближневосточным обликом во враждебном
окружении индейцев.
Сторонники идентичности мичиганских табличек рассматривают их в
качестве артефактов, изготовленных религиозной общиной выходцев из
Старого Света, живших на севере Среднего Запада нынешних США в IV веке
н.э. и даже ранее. В 1950-х гг. автор книг по истории древней Америки Генриэтта Мерц
впервые обратила внимание публики на "некий племенной знак или
мистический символ", имеющийся практически на всех дощечках
Соупера-Сэвиджа.
Проживающий в Миннесоте Рикардо Баэса, лекарь из народности оджибва,
заявляет, что может прочитать как минимум несколько отрывков текста на
мичиганских табличках, добавляя, что их символическое значение издревле
входит в культовую традицию его племени. Обнаруженный Мерц "мистический
знак" есть, по словам Баэсы, имя Сына Создателя, и произносится оно еще
с доколумбовой эпохи на языке оджибва как "Йодхейва". В имени есть и
четвертый слог, но он возглашается лишь раз в году на священной
церемонии верховным жрецом в одиночестве в Великом Вигваме.
Немало внес в изучение дощечек историк Дэвид Дил. Ему удалось перевести
с испорченного древнееврейского как "Сын Правой Руки" и "Сын Левой
Руки" имена сыновей некоего Существа, схожего с Богом Библии. На ряде
табличек нарисованы две противостоящие группы людей, и каждую
представляет или злой, или добрый пастырь - они обозначены
определенными отметинами, имеющимися на многих "библейских" артефактах
из Мичигана. На изображениях, напоминающих сцены из Ветхого Завета,
четко видна роль каждого Сына. Например, на "дощечке Творения"
обозначено, видимо, рождение Адама, и символ "Сына Правой Руки" включен
как часть сего позитивного события. Там же явлено изгнание Адама и Евы
из Рая, и над парой вырисовывается знак "Сына Левой Руки", ясно
намекающий на негатив. Столь зримое обозначение простыми символами
добра и зла - одна из основных черт вещей коллекции Соупера-Сэвиджа.
По мнению Дила, "два жертвоприношения - одно Богу Яхве, второе Азазелю
(Книга Левита, 16) указывают на наличие светлого и мрачного начал. Та
же аллегория просматривается в библейских рассказах про двух братьев -
Каина и Авеля, Исаака и Измаила, Иакова и Исава, Манассию и Ефрема.
Важно, что мичиганские христиане в IV в. н.э. знали о таком конфликте
духовных сил, а вот современные христиане о нем понятия не имеют.
Нынешние деноминации христианства просто не допускают упомянутого
толкования. Доктрина, явленная в символах на табличках, не
соответствует никакой церкви нашего времени. Для меня в этом
несомненное доказательство подлинности мичиганских артефактов".
К выводу об их истинности как о наследии исчезнувшей раннехристианской
культуры Древней Америки пришла после 30 лет изучения и Генриэтта Мерц,
признанный эксперт в разоблачении исторических афер. Она также
обнаружила, что более 4000 мичиганских табличек, не попавших в частные
руки, были перевезены после смерти патера Сэвиджа в католический
Нотр-Дамский Университет (Индиана). Однако транспортировка и хранение
были настолько плохо организованы, что до 2500 дощечек пришли в
негодность. Католический священник, с которым Мерц исследовала
артефакты в Нотр-Даме, случайно встретился с миссионерами-мормонами.
Зная, что второе по важности их религиозное сочинение - Книга Мормона -
указывает на визит Христа в Америку, священник пригласил их
проинспектировать мичиганские таблички.
Миссионеры, в свою очередь, вызвали из Юты д-ра Милтона Р. Хантера,
исследователя американских древностей. После нескольких месяцев
контактов ректорат Нотр-Дама принял решение передать коллекцию
мичиганских дощечек не Мерц, а Хантеру; узнав об этом, аналогично
поступил Элиот Соупер, сын Дэниэля Соупера, владелец оставшихся от отца
находок. Обширная экспозиция размещена ныне в историческом архиве
Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (т.е. мормонской) в
Солт-Лейк-Сити и открыта для ученых.
В 1982 г. житель г. Олни (Иллинойс) Рассел Бэрроуз объявил о находке в
дремучих лесах на юге штата огромной пещеры, наполненной вещами
путешественников, прибывавших в Америку из Ближнего Востока, Африки и
Европы 2.000 лет назад. По его словам, в пещере много и каменных
табличек, принадлежавших некоей местной исчезнувшей культуре высокого
развития. Бэрроуз держит координаты сокровищницы в строжайшей тайне и
время от времени выдает новые артефакты. Историку Уэйну Мэю он сказал,
что намеренно не выставляет на обозрение и торги несколько каменных
табличек со сценами из Библии: измученный бесконечными нападками
скептиков, он опасается вызвать новый шквал обвинений в мошенничестве.
Бэрроуз осведомлен, что многие индейцы поражали европейских
первопоселенцев знанием о традициях Старого Света и событиях из
Священного Писания, и ему кажется, что на некоторых его предметах
явлены "истории про Иисуса". Сравнивая фотографии нескольких находок Бэрроуза и мичиганских
табличек, Мэй удивился их сходством - применительно и к сценам из
Библии, и изображениям "мистического символа". Кстати, то, что аналоги
найдены в Южном Иллинойсе спустя 62 года после обнаружения последней
таблички в Мичигане, в достаточной мере свидетельствует об истинности
обеих коллекций.
Так как среди находок Бэрроуза преобладает нехристианская символика (в
частности, знак Гелиоса - Солнца), Мэй полагает, что религиозные
представления загадочных сект Мичигана и Южного Иллинойса были
различны; но он допускает одинаковую смысловую нагрузку доминирующих в
обоих ареалах эмблем и предполагает определенную взаимосвязь столь
отдаленных друг от друга общин. Сегодня даже среди крайних ревизионистов истории доколумбовой Америки
нет единого мнения об идентичности "библейских камней" из Мичигана и
Иллинойса: подозрения вызывают незначительность вариаций в размещении
надписей на предметах и аномально большое появление одного и того же
символа в Мичигане. Работа ученым предстоит немалая. Однако как
мичиганские таблички, так и сокровища Бэрроуза определенно указывают на
посещение Америки в древности чрезвычайно важным носителем высшей
культуры. И, может быть здесь побывал Сам...?